Один из основных источников помех в общении — путь, который проходит сообщение от говорящего к слушающему. Во многих крупных организациях общение происходит в рамках заранее установленных каналов. Чем они длиннее, тем выше вероятность помех.
Классический пример — игра в «Испорченный телефон». Один из участников что-то шепчет на ухо второму, второй — третьему и т. д. Когда круг завершается и слово доходит до первого сказавшего, оно уже искажено до неузнаваемости. Так и в организации: устная информация часто искажается.
Один из способов избежать помех — сообщать информацию в письменном виде. Написанное труднее исказить, хотя интерпретация в ходе его передачи на различных этапах может варьироваться. У такого способа есть определенные недостатки: во-первых, не все можно выразить на письме; во-вторых, это требует некоторых временных затрат.
Для срочной информации и информации кратко временной важности письменные сообщения не подходят.
Более эффективный способ борьбы с помехами — сокращение длины каналов и создание обходных путей там, где это возможно. Чем меньше станций на пути, тем ниже вероятность искажений. Основная причина наличия каналов — необходимость полноценного информирования всех участников проекта.
Но утрировать здесь не следует. Каналы важны, если речь идет об основном деле, однако значительная часть коммуникации в фирмах касается рутинных вопросов. Передача их по каналам означает не только опасность искажений, но и более медленное выполнение работы.
Комментарии закрыты