Контент

ПРОЕКЦИЯ ЗЛА

МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ    БЕЗВЫХОДНАЯ СИТУАЦИЯ   ГДЕ ВЗЯТЬ ЭНЕРГИЮ    ЖЕСТКИЕ ЛЮДИ    КАК ЖИТЬ   ОБИДА И ВЛАСТЬ 

Дабы не уходить вглубь или в сторону, отвечу кратко, а дальше поедем по теме. Проекция в негативном понимании есть реакция самозащиты. Реакции, не являющиеся частью психологической самозащиты личности не есть проекция. Вообще, что есть проекция и насколько обширен диапазон ее демонстраций — одни из самых спорных моментов психологии. Под термином понимается не только его невротический контекст, но и неотъемлемая часть общего развития человека.

Разговор, как Вы поняли, пойдет о проекции, проявлениях этого процесса в нашей жизни, о способах борьбы с сим явлением.

Все очевиднее в крайностях. Крайность выражения проекции — излишняя недоверчивость, подозрительность и враждебность по отношению к людям при параноидальном и истероидном расстройстве личности. Проекция — перенос собственных мыслей, эмоций, мотивов, чаще деструктивных, на других людей, иногда на предметы, приписывание субъективно происходящих процессов другим. При выше обозначенных расстройствах личности проекция проявляется как минимум в обвинении людей в том, что все сговорились против человека, то есть в организованной системе бреда, как максимум в разных по масштабу действиях по доказательству попыток посягательства на человека и в действиях по устранению этих самых попыток преследования. На самом деле в данном случае человек очевидным образом проецирует на других собственную враждебность, это он всех ненавидит, а не его все, агрессор — проецирующий. Обвиняя “подозреваемых”, страдающий подозрительностью получает психоэмоциональную разрядку — в этом и заключается механизм самозащиты.

Более мягкие формы проекции встречаются сплошь и рядом. Это и отчаянное отрицание в себе каких бы то ни было ненавистных качеств, существующих у третьих лиц, и нахождение у других тех качеств и черт, которых в действительности нет, и патологическая ревность, и недоверчивость. Человек особо активно проецирующий негатив на других таким образом снимает с себя ответственность за собственные далеко “неневинные” поступки и мысли. Кто чаще всего говорит о том, что в людях не осталось искренности, дружелюбия, доброты? При этом, осуждающий других, утверждает, что он по-настоящему ценит и отношения, и чувства других, а его самого все предают. И все вокруг плохие, а он герой и идеал. Ах, ну не бывает так. Банальный пример проекции.

Или громкая песня женщин “все мужики — козлы” — часто подобные горестные мотивы обусловлены страхом быть отвергнутой мужчиной.

Безумный ревнивец, скорее всего, не из фантазий взял свои подозрения, а сам нечист на деле и склонен абстрагироваться от реальности, упрекая спутника, спутницу в неверности вместо себя.

В общем, если в нас полно Г, то и в других видится подобное: это такая сжатая аллегория. Во-первых, воспринимается не так эмоционально, во-вторых, даже если и бурно, то без отчаянного отрицания у себя подобных наклонностей.

Другая сторона медали проекции: видящий хорошее в себе — видит хорошее и в других.

Механизм эмпатии построен на позитивном проецировании: перенос чувств другого человека на себя вызывает у сопереживающего желание понять, помочь тому, кому плохо или хочется быть понятым.

Проекция — важный элемент игры в шахматы, или, лучше сказать, оружие в этом интеллектуальном противостоянии. В данном случае проекция не несет негативных целей, а является инструментом предугадывания ходов соперника, понимания что лежит в основе действий и решений второго игрока. Подобная же мотивация присутствует у следователей, расследующих уголовные дела с неизвестными подозреваемыми.

Кроме того, проекция — метод все проникновения, раскрепощения людей творческих, вживания в образ. Но в отличии от проекции с негативными целями, от проекции, к которой склонны невротики и параноики, люди творческие, применяющие проекцию для “переселения” в своего героя, осознают границы своей личности и вовремя возвращаются назад. Вы, наверное, не раз слышали выражение “это всего лишь образ”, так вот оно хорошо демонстрирует суть творческой проекции. Герои многих театральных пьес, литературных произведений “списаны” с самого автора: автопортрет, разделенный на количество действующих лиц. Не обязательно все сцены и характеры героев суть и действия самого автора, но они непременно проходят через его внутренность, и автор придает им свое звучание.

Насчет способов борьбы с негативной проекцией — то они просты, хотя требуют мужества и наличия мозгов: хватит отвлекаться, признайтесь себе в своих желаниях, страстях, недостатках, темных сторонах. Найдите другую платформу для самоуважения, нежели чем обвинение других и выгораживание себя. Защищаются, поливая грязью других, от слабости, а не от силы.

Комментарии закрыты